125 лет со дня выхода в свет пьесы А.П. Чехова «Чайка»

Впервые великое произведение было опубликовано в 1896 году в журнале «Русская мысль».

В июне исполняется 125 лет со дня выхода в свет пьесы Антона Павловича Чехова «Чайка». Впервые она была опубликована в журнале «Русская мысль», №12 за 1896 год.

На сцене петербургского Александринского театра пьеса появилась 17 октября 1896 года. И с треском провалилась. Сестра Антона Павловича вспоминала, что накануне спектакля брат был хмур и мрачен, говорил, что актеры не поняли пьесы, автора не слушают. Он был готов к неуспеху – но вряд ли ожидал такого провала. С первых же сцен в театре начали кричать и шикать, начался полный хаос. Не спасла ситуацию даже яркая игра В. Комиссаржевской. Правда, стилизованный силуэт чеховской чайки по эскизу Фёдора Шехтеля стал эмблемой МХТ.

Через два года, 29 декабря 1898 года, в Московском художественном театре прошла премьера «Чайки». Вот как описал этот вечер сам Станиславский: «Как мы играли — не помню. Первый акт кончился при гробовом молчании зрительного зала. Одна из артисток упала в обморок, я сам едва держался на ногах от отчаяния. Но вдруг, после долгой паузы, в публике поднялся рёв, треск, бешеные аплодисменты. Занавес пошел… раздвинулся… опять задвинулся, а мы стояли как обалделые. Потом снова рев… и снова занавес… Мы все стояли неподвижно, не соображая, что нам надо раскланиваться. Наконец, мы почувствовали успех и, неимоверно взволнованные, стали обнимать друг друга, как обнимаются в пасхальную ночь. М.П. Лилиной, которая играла Машу и своими заключительными словами пробила лед в сердцах зрителя, мы устроили овацию. Успех рос с каждым актом и окончился триумфом. Чехову была послана подробная телеграмма».

Вот тогда она превратила в триумф и Чехова и сам театр. Два года публика шла на одну из лучших пьес. С тех пор на занавесе МХТ – летящая чайка. Эта неразрывная связь между одним из лучших театров и одной из лучших пьес возникла на самом пороге нового ХХ века, декабрьским вечером 1898 года. Сегодня МХТ носит имя Чехова, и памятник ему стоит в Камергерском переулке, напротив входа в театр.